Адрес:
197372, Санкт-Петербург, ул. Стародеревенская, д.23, к. 3
Телефон:

Версия для слабовидящих
ГБДОУ детский сад №12 Приморского района Санкт-Петербурга
Главная \ Методические разработки педагогов ДОУ \ Страница воспитателя Аспедниковой Ж.А.

Страница воспитателя Аспедниковой Ж.А.

Консультация для родителей по теме:
"Воспитание патриотизма у дошкольников"

Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. По словам Сергея Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.
           Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, возможности противостоять лжи и жестокости. В.Ф. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
            В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры, традиций народа. В детских садах всегда уделялось большое внимание воспитанию нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, своего народа.
            Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем отечестве, освоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.
             Любовь к Отечеству становиться силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это твоя Родина.
            Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях, их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен его родной край. Надо показать ребенку, что его родной город славен своими историей и традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что находит отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Гражданственности.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый комплекс задач:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • Формирование бережного отношения ко всему живому;
  • Воспитания уважения к труду;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • Формирование элементарных знаний о правах человека;
  • Расширение представлений о России и ее столице;
  • Знакомство детей  с символами государства – гербом, гимном, флагом;
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  • Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности.
             Решая вопросы нравственно-патриотического воспитания, необходимо учитывать местные условия и особенности детей, применяя следующие принципы:

  • Позитивный центризм (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

 

  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных. Двигательных нагрузок;
  • Деятельный подход;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

            Принято  считать, что путь воспитания любви к Отечеству построен на принципе «от близкого – к дальнему», от любви к родителям  (родному дому), к детскому саду, к улице, к городу – до любви к родной стране. Поэтому знакомство с родным краем следует начинать с ближайшего окружения – с улицы, где находиться детский сад, улицы, где живет ребенок, с объектов, расположенных на ближайших улицах (школа, почта, магазин, аптека и т.д.)
           Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется: Это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники, архитектурные особенности. Старший дошкольник должен знать названия своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; историю возникновения этих названий, основные достопримечательности и т.д.
            К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что страну нашу населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами и художниками.
            Быть гражданином и патриотам – непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, любое отношение к людям других национальностей создается в первую очередь под влиянием родителей и педагогов. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют на ряду с критикой замечать и показывать привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы.
            Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей требует особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольное участие каждого – непременное условие и требование данной работы.
           Подрастая, ребенок открывает для себя целый мир новых понятий, вещей, отношений. Путь к познанию в детском возрасте чаще всего лежит через игру. В такой форме усваиваются достаточно сложные понятия, закрепляются навыки и умения.
           Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитательным содержанием. Пусть маленький человек открывает для себя красоту нашего города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.

Результаты независимой оценки в сфере образования
Наш адрес:
197372, Санкт-Петербург, ул. Стародеревенская, д.23, к. 3